Все статьи из текущего раздела
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ: |
СУЖЕНИЕ ТЕМЫ |
ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ |
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ |
ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА |
ОТВЕТ НА ВОПРОС - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ. |
ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ |
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ |
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
Какую последовательность работы над
сочинением можно предложить исходя из
представления о том, что сочинение -
доказательство ясно сформулированного
утверждения?
|
0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ |
|
Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может быть разбит на отдельные части. |
Конфликт в
"Горе от ума" =
общественный конфликт + любовный конфликт + конфликт поколений + главный конфликт + второстепенный конфликт и т.д... |
Каждую из этих частей тоже можно делить на части. |
Общественный
конфликт=
содержание общественного конфликта + структура, строение общественного конфликта + актуальность общественного конфликта в наше время и т.д... |
0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ |
|
Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны определять объем раскрываемой темы с помощью множества вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения. |
Конфликт в
"Горе от ума".
(Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему? Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты? Почему общественный конфликт актуален и в наше время? Каковы особенности строения общественного конфликта? Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция, замысел?) |
Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ. | Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция, замысел? |
Формулируем
однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод главной части, заранее известный результат нашей работы. |
Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится победой консервативных сил. |
Подбираем
основные аргументы (доказательства) к тезису
сочинения, располагаем их в логической
последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения. |
1. В пьесе два
конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны. 3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку. 4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого. 5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время. 6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе. |
Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения... | Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе. |
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему. |
Приступая к
анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы
должны для себя решить, какие свойства, стороны
этого конфликта являются интересными и важными
для нас - типология, структура, актуальность или
что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт. |
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения, с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д. |
Грибоедов, как
автор первой реалистической пьесы в русской
литературе, оказался провидцем : соратники
Чацкого потерпели поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель. Жива надежда. |