Все статьи из текущего раздела

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ:

СУЖЕНИЕ ТЕМЫ
ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА
ОТВЕТ НА ВОПРОС - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ.
ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Какую последовательность работы над сочинением можно предложить исходя из представления о том, что сочинение - доказательство ясно сформулированного утверждения?
Перейдем в область практических действий.
Допустим, нам предложено написать сочинение по следующей теме: "Конфликт в пьесе Грибоедова "Горе от ума".
Попробуем нашу деятельность разбить на условные этапы, на каждом из которых мы решаем какую-то конкретную задачу (этапы 0.1, 0.2, 0.3 подготовительные, но совершенно необходимые).

 

0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может быть разбит на отдельные части. Конфликт в "Горе от ума" =
общественный конфликт +
любовный конфликт +
конфликт поколений +
главный конфликт +
второстепенный конфликт и т.д...

0.2. ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Каждую из этих частей тоже можно делить на части. Общественный конфликт=
содержание общественного конфликта +
структура, строение общественного конфликта +
актуальность общественного конфликта в наше время и т.д...

0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ

Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны определять объем раскрываемой темы с помощью множества вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения. Конфликт в "Горе от ума".
(Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему?
Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты?
Почему общественный конфликт актуален и в наше время?
Каковы особенности строения общественного конфликта?
Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция, замысел?)

1. ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА, НА КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЯСНЫЙ ОТВЕТ

Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ. Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция, замысел?

2. ОТВЕТ НА ВОПРОС СОЧИНЕНИЯ - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ.

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод главной части, заранее известный результат нашей работы.
Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится победой консервативных сил.

3. ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.
1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе.

4. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения... Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе.

5. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему. Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения, с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д. Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.