Френсис Бэкон

Френсис Бэкон
1 Введение. У начала новой европейской философии возвышается коло- ритная фигура Фрэнсиса Бэкона .
Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспе- риментальной науки .
По крайней мере три идейных фактора определили формирова- ние и характер новой европейской философии-- возрождение античных ценностей ,религиозная реформация и развитие естествознания .
И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени .
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации . Его философия была продолжением натурализма Возрождения , который он вместе с тем освобождал от пантеизма , миститизма и различных суеверий . Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки органистических воззрений сочетались в ней с на- чалами аналитического метода ,
поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем выска- заться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев- ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора . Но обставлена она была классическими декорациями . Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то об`ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значе- ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг- ло-саксонском обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви- дел ее задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологичеки единой точки зрения . И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот- носится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина