Лексика

Лексику изучают в рамках нескольких наук. Строение языка или его разновидности являются целью пристального рассмотрения для таких наук, как лексикография и семасиология. В свою очередь, словарное наполнение отдельных авторов и определенных литературных трудов входят в предмет изучения стилистики и поэтики.

Правильная лексика – это основополагающий столб каждого языка. Благодаря ей, есть возможность давать предметам присущие им названия, что в свою очередь, облегчает понимание этих вещей. Лексика делится сведениями о разных ситуациях и активностях, что способствует бережному накоплению и передаче знаний будущим поколениям.

Весь существующий набор слов любого языка, не считая как часто используются какие-либо из слов, можно назвать правильной лексикой. Словари бывают двух видов: активные и пассивные. К активному виду можно отнести тот набор слов, который использует большая часть людей или отдельно стоящий человек. Такой словарь применяется как в письме, так и в устной речи. Сюда относится огромное количество слов, использующихся в современном языке, кроме тех, которые являются специфическими определениями, устаревшими оборотами. Но и пассивные словари также занимают свое место. Если рассматривать на примере одного человека, то это тот набор слов, значение которых он понимает, но в повседневной речи по разным причинам не использует. Что касается более четкого определения, то пассивный словарь включает в себя нераспространенные дефиниции, устаревшие выражения, профессиональные термины и линейку других смежных словарных наборов.

Правильную лексику можно назвать достаточно сложным объединением. Все составные части в виде слов, имеют связи как формально, так и по содержанию. Часть из них наделена только одним значением, тогда принято говорить об однозначных словах, а часть – несколькими значениями. Некоторые имеют одинаковое звучание и написание, но не имеют никаких связей между собой ни по сути, ни по образованию. Эти слова зовут омонимами. Существует подобная омонимам группа, где письменная и устная части в большей мере почти идентичны, но не до конца. Эту группу зовут паронимами. В свою очередь, похожие по значению слова называют синонимами, хотя форма у них может быть абсолютна разная. А слова, которые по значению противоположны друг другу – это антонимы, форма их также различна.

В зависимости от темы, слова могут относиться к разным подгруппам, по аналогии, как отличаются объекты или действия между собой. К примеру, в состав группы «посуда» включены такие слова: «бокал», «вилка», «кастрюля», «миска» и т.д. Эти слова обозначают вещи, при помощи которых люди готовят еду или которые используют во время приема пищи. Ряд слов могут одновременно состоять в нескольких группах. По происхождению они имеют сходство, а вот по функциональному применению вещей — отличаются.

Из-за широкого спектра эмоциональной окраски правильную лексику нельзя назвать однородной. В ней гарантированно присутствуют слова, обозначающие объект или явление в целом, нейтрально. В то же время обязательно есть их синонимы, которые позволяют показать как говорящий относится к этим вещам. На простом примере можно это отчетливо увидеть. Если сказать «уста» в определении губ, то в этом слове нет какой-либо относительной окраски, слово нейтральное и возвышенное по стилю. «Лепешки» — слово, которое тоже можно применить к описанию губ, уже содержит в себе жаргонную часть лексики.

Особняком в сторонке находится группа идиом – устоявшиеся сочетания слов, которые обозначают сложившиеся привычные понятия. По смыслу они не соответствуют содержанию каждого из включенных в сочетание слова. Данная часть правильной лексики изучается фразеологией.

Любая лексика не стоит на одном месте, постоянно развиваясь и пополняясь новыми словами. Наименования вещей или действий создаются в то же время что и сами объекты. Так, два столетия назад, русский язык был дополнен множеством слов французского происхождения, а в конце XX века поток английских слов буквально заполонил русский язык. Исторические языки, греческий, латынь оказали существенное влияние на то, что мы называем правильной лексикой. Данный двухсторонний обмен можно видеть постоянно в каждой из сфер наречий.

Значительное влияние на дополнение правильной лексики производит узкоспециальная терминология. Хотя, до определенного момента она относится к пассивной части лексики, но может трансформироваться и в активную часть. Очевидный тому пример, компьютерные определения, которые использовались только в сфере программирования, а сейчас их применяет каждый школьник.

Смотрите так же:

Leave a Comment