ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

(1564-1616)

_1Созданные три с лишним века назад трагедии, исто- _1ричесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, _1волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры _1мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экза- _1меном и счастьем поставить и сыграть шекспировский _1спектакль. _1Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу _1Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, _1кто создлал эти произведения. Но это не так просто. _1О жизни великого драматурга сохранилось мало све- _1дений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневни- _1ка.Нет у нас его переписки с современниками. Не сохра- _1нились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь нес- _1колько документов,в которых упоминаются разные обстоя- _1тельства его жизни. Каждый из этих документов, даже ес- _1ли в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и _1истолкован. Редчайшими историческими ценностями счита- _1ются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекс- _1пира написано несколько строк или просто стоит его под- _1пись. _1Нужно было положить очень много труда, чтобы мы _1могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать _1о нем каждый образованный человек. _1Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в ма- _1леньком английском городке Стратфорде, расположенном на _1реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Расс- _1каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб- _1ностей. Однако наука не может признать их вполне досто- _1верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему _1пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир _1отправился в Лондон. _1Оказавшись в незнакомом городе без средста, без _1друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные _1предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что _1караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные _1господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он сле- _1дил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы- _1вал роли, случалось, заменял суфлера. Словом ,задолго _1до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге- _1роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра. _1Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма- _1ленькие роли в театре, познее получившем название _1"Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в _1Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы- _1вания об актерском искусстве, а главное, великолепное _1мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о пора- _1зительном знании законов сцены. _1Впрочем, Шекчспир писал не только пьесы. Его сти- _1хотворения - сонеты пленяли современников и продолжают _1пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изящест- _1вом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс- _1пировские сонеты, благодаря превосходным переводам. _1Но главным делом для Шекспира, страстью всей его _1жизни быда работа драматурга, создание пьес. Огромно _1мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий _1отличается необыкновенным богатством и красочностью. _1Его драматургия занимает почетное место в репертуаре _1театров всего мира. _1Ликующая радость жизни, прославление здравого, _1сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего _1человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - ко- _1медиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон _1в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая _1ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная _1для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не _1поплатью, не по знанию, не по сословию и богатству, а _1по его поведению и личным качествам. _1Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же _1сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю _1ночь". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней _1фантастические, близкие к народным сказкам образы Гор- _1чичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в _1судьбе любящих приводит к счастливой развязке. _1Но благородным гуманистическим идеям Возрождения _1не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с _1горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выра- _1женыидеи Возрождения, но краски пьес становятся мрач- _1нее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз- _1рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира _1начинает звутать тема гибели героев, особенно дорогих _1ему, воплощающих светлые гуманистические идеи. _1Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой тра- _1гедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Лю- _1бовь их наталкивается на непреодолдимую преграду - ста- _1ринную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми _1предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами, _1Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся _1с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен- _1ная победа. _1Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра _1"Глобус". Театр " Глобус" был похож на круглый загон _1под открытом небом. Приезжий иностранец , посетивший в _11599 г. первое представление Шекспира "Юлий Цезарь", _1назвал театр "Глобус" домом с соломенной крышей - он _1имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу- _1чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной _1шар. _1После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг. _1Шекспир создал самые великие свои трагедии: "Гамлет", _1"Король Лир", "Макбет", "Отелло". _1Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем от- _1це. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был _1убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не _1только унаследовал престол покойного короля, но и же- _1нился на его вдове - матери Гамлета. _1В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает _1лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит _1ему за смерть отца. Но это только внешние события пь- _1есы. _1Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благо- _1родного человека о природе зла, о порочном королевском _1дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях, _1которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих _1суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о _1Гамлете:" Это душа, рожденная для добра и еще в первый _1раз увидевшая зло во всей его гнусности". _1Одиночество Гамлета - это одиничество человека, _1который опередил свое время, находится с ним в траги- _1ческом разладе и потому погибает. _1В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) _1его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от _1реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические _1мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка", _1"Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, _1встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу _1любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает _1естественное равенство всех людей. Восклицание героя _1одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - мо- _1жет служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру _1Шекспира. _1Шекспир - автор 37 пьес, 2 поэм , а также 154 со- _1нетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных _1мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин _1художественной культуры эпохи Возрождения. _1В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу _1"Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пе- _1режил разочарование в английском театре, уходившем от _1того великого пути, по которому он его вел .А может _1быть в годы молчания он вынашиван замыслы новых гени- _1альных созданий, которым так и не суждено было появить- _1ся. _1Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему испол- _1нилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного _1Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его _1таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле _1великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмот- _1реть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где _1ставят только пьесы Шекспира. _1 _1