Все статьи из текущего раздела

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою.
А.С. Пушкин

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы,
волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о
назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал
роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была
искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным
условием нормальной творческой деятельности он считал свободу
творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос
о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как
поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских
стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой
поэзии и поэта в современном, ему обществе.
В первом напечатанном стихотворении. \"К другу стихотворцу\" мы
находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели
богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом
набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их
дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава -
сон.
И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном
ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного
творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба
поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не
ожидали. \"Мой жребий пал; я лиру избираю\", - пишет Пушкин. Уже в
этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по
отношению \"к сильным мира сего\", не способным ни ценить, ни тем
более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет
стихотворение \"К Лицинию\". Вспоминая римского сатирика Ювенала,
Пушкин так определяет задачи поэта: \"Свой дух воспламеню жестоким
Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков
потомству обнажу\". Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта -
борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII
века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель
в честь вельмож и царей, он - \"эхо русского народа\". Об этом он и
говорит в стихотворении \"К Плюсковой\": \"Я не рожден царей забавить
стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу
гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа\".
\"Свободная гордость\", \"скромная, благородная лира\", стремление
служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,
сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во
взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление
поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это
общество презрительно и гневно: \"толпа\", \"чернь\". Пушкин защищает
мысль о свободе поэта от \"черни\", т.е. от невежественных гонителей
поэта, от светского общества, от \"гордых невежд\" и \"знатных глупцов\".
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и
поэзии: \"Пророк\", \"Поэту\", \"Поэт\", \"Эхо\", в которых автор развивает
свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он
идет своими путями, определенными его высоким призванием:
творчество поэта - \"благородный подвиг\", поэт независим от служения
светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о
трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал
придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,
поэтов раньше держали при \"дворе\" в качестве лакеев и шутов. Пушкин
избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по
богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не
отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской
поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему
литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти \"своим путем\".
Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от
классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем
Державиным, который считал, что поэзия должна \"парить\" над миром,
Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,
дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел,
его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена
Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и
высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в
литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение
писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или
говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно
начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет
стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия
нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет
спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: \"Поэзия -
та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого
слова ради тысячи тонн словесной руды\". Поэт-декабрист Рылеев писал
Пушкину: \"На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,
тебе подражают. Будь поэт и гражданин\". Пушкин выполнил это
завещание