Все статьи из текущего раздела

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».) (2)

Роман «Обломов» – вершина творчества Гончарова. «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал
Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение
русской жизни, знамение времени». Обломовщина – это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя. Со временем
Обломов стал нарицательным героем. Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и
заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении. Ее
Гончаров назвал «увертюрой всего романа». «Сон Обломова» - тот самый ключик ко всему произведению, разгадка всех его
тайн.
Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками,
речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов – барин, готовый дни напролет лежать на
диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. «Жизнь в его глазах
разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного
веселья». Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния
апатии и покоя. А те «два несчастья», которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных
воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении. Илья Ильич постоянно
мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта
осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже по!
вернуть его вспять. Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни
готов ответ, например, такой: «Это я по сырости поеду! И чего я там не видал?» Привычка жить за счет других, получать
удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию. «А
между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь
уже умершее... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». Так, развлекая себя своими обычными
размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, «в другую эпоху, к другим людям, в другое место».
Именно этот сон во многом разъяснит многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и
солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное,
вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утр!
енние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала
мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его «бешеными раскатами
валов», в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо
над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. «Вся природа – и лес, и вода, и
стены хижин, и песчаные холмы – все горит точно багровым заревом». После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас
в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть». Это край, в котором
хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе
мы можем найти довольно примечательную характеристику: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не
видно ни души; одни мухи тучами летают и !
жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом
говорят постоянные напоминания: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским... умом». Бесконечная забота о
маленьком Обломове порой поражает. «И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то
живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос...» Обломовка – это уголок, где царствует
спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей,
которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.
Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и
апатии. Детство Ильи Ильича обрекло его на бесцельное дальнейшее существование. Когда Илья Ильич подрос, в его жизни
изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу,
поиграть с ребятами пресекались тотчас его родителями, становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который
ведет Обломов в более зрелые годы. «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым...» Мало
интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он
живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей. Совместная жизнь с Пшеницыной является
продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса.
«Сон Обломова» – это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя
поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего
слова. «Сон Обломова» может существовать отдельно от всего романа как самостоятельное художественное произведение со
своей композицией. Гончаров даже опубликовал отдельно эту главу. В то же время без этого эпизода роман казался бы
незавершенным. Ведь лишь прочитав эту сцену, мы понимаем, что именно Обломовка породила такого питомца, и теперь он
тоскует и мечтает о ней. И путь туда ему уже заказан.