Все статьи из текущего раздела

Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (2)

Говоря о героях поэмы \"Мертвые души\", мы не можем не упомянуть о
её авторе. Будучи натурой утонченной, верной идеалам добра и справедливости, Гоголь особенно остро воспринимал ужасы
окружающего мира. Первые три помещика, которых мы встречаем на страницах поэмы, есть неприкрытые пародии на человека.
Манилов и Собакевич - две прямо противоположные личности. Если говорить о геометрическом представлении этого
утверждения, мы получим прямоугольник, разделенный пополам по горизонтали, каждая часть будет представлять собой
внутренний мир соответствующего героя. Если перейти в Декартову систему координат, тогда абсцисса будет набором качеств,
а ордината будет показателем количественного наличия их у определенного персонажа. Эти качества должны быть подобраны
так, чтобы каждое последующее было связано с предыдущим и было близко к нему по значению. К примеру, ум, понятливость и
так далее. Если мы построим график функции качеств от!
количества. Тогда у каждого героя он будет свой. На каждом прямоугольнике должен быть изначально изображен график -
кривая красного цвета, которая изобразит субъективное представление автора об идеальном персонаже. Это будет
своеобразное представление о \"золотой середине\", которое имело место во времена Гоголя, показанное сквозь призму
авторского восприятия. Посмотрев на график личности Манилова и Собакевича, мы можем сказать две вещи. Первое, они
совершенно непропорциональны относительно идеала. Второе, если их сопоставить, они не пересекутся ни в одной точке - это
говорит о том, что личности Манилова и Собакевича абсолютно разные и что общего у них, по-моему, нет и не может быть.
Личность - одна из частей внутреннего мира героя, формирующаяся на стадии развития ребенка и впоследствии уже не
меняющаяся, в состав которого, кроме нее, входят еще несколько факторов, приобретаемых в течение жизни: начитанность,
духовное развитие и так далее, которые могут измениться в любой !
момент. Внутренний мир героя понятие образное. У меня оно ассоциируется с объемным кубом, где внутри находится то, что
есть на самом деле (\"содержимое\"), а на поверхности то, как персонаж пытается представить свое содержимое
(\"оболочка\", или \"форма\"). Для правильного, пропорционального персонажа необходимо и то и другое в равной степени.
При каких-либо диспропорциях в развитии внутреннего мира сильно усложняется для героя взаимодействие с внешним миром, у
которого есть свои жестокие правила. Именно эта ситуация произошла, по-моему, с Маниловым и Собакевичем:
непропорциональность развития и личности, и внутреннего мира привела их к отторжению от внешнего мира и созданию
огромных, несвойственных нормальным людям, мирков в которых они живут. Манилов пришел к такому трагическому финалу из-за
смещения приоритетов в сторону оболочки, а Собакевич, наоборот, из-за утончения ее. Мирок каждого из героев требует
особого, отдельного рассмотрения. Ведь мирок - это косвенное отражен!
ие внутреннего мира героя в реальной действительности. Мирок Собакевича - крепость. Все в нем \"было упористо, без
пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке\". У меня сложилось представление о том, что такая крепость нужна ему
для защиты от внешнего мира и использования его в своих целях. В мирке Манилова все по-другому, хоть он тоже \"стоит
одиночкой на юру\", то есть тоже отделен от внешнего мира, но его мирок очень неустойчив, не заполнен, не доделан и
выполняет совсем другие функции. Об этом свидетельствует \"покатость горы\", на которой стоял дом Манилова. Крестьянские
избы у обоих помещиков выражают те же самые идеи. Оба мирка очень просторны, но мирок Манилова практически весь пустует:
\"Лишь только пять - шесть берез возносили кое-где свои мелколистные, жиденькие вершины\", \"нигде между ними (избами)
растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только голое бревно\". У Собакевича же умещается аж два
леса: \"березовый и сосновый\". Центром кажд!
ого мирка является дом помещика. Здесь заметна закономерная фрактальность: центр поместья - дом, дома - помещик затем
идет уже внутренний мир помещика. Дом можно охарактеризовать, как маленькое поместье, или как большого помещика:
\"каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: \"И я тоже Собакевич!\" или: \"И я тоже очень похож на Собакевича!\".
Следовательно, дому присущи все особенности внутреннего мира помещика. У Манилова дом просторный, обделанный по
последней моде, правда, не весь, в нем мало предметов домашнего обихода: \"В иной комнате и вовсе не было мебели\". Как
мы видим, кое-где в мирке Манилова сквозь хорошую оболочку проглядывала пустота его внутреннего мира. У Собакевича все
наоборот, везде чувствуется основательность и порядок, и уж совсем нет претензии на моду: \"Стол, кресла, стулья - все
было самого тяжелого и беспокойного свойства \". Особо в рассмотрении мирков помещиков, по-моему, стоит выделить их
характеры, то есть, в моем представлении, прямое ото!
бражение их внутреннего мира в реальной действительности. Собакевич, по-моему, пример сильно утрированного среднего
русского помещика. Гоголь наделил Собакевича многими полезными, необходимыми качествами, однако также наделил его ярко
выраженным эгоизмом. Из-за отсутствия хорошей \"оболочки\" это качество приобретает \"темно-багровую окраску\". Именно
эгоизм, по-моему, привел его к настолько отрицательному отношению к внешнему миру: \"Я знаю их всех: это все мошенники,
весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы\". По той же причине
Собакевич не может ничего выпустить из своего мирка. Это и характеризует его как \"кулака\". С Маниловым ситуация, как
всегда, абсолютно иная: он - гиперболический романтик. Над ним, как и над всяким другим романтиком властвует порыв, а не
трезвый расчет, но сильное преувеличение привело к тому, что все исключительно многочисленные порывы остаются лишь в
мечтах. Доброта, заложенная в него изначально!
, в купе с романтизмом заставляет его относиться к внешнему миру очень хорошо: \"Засим не пропустили председателя
палаты, почтмейстера и таким образом перебрали почти всех чиновников города, которые все оказались самыми достойнейшими
людьми\". Подводя итог, можно сказать, что и Манилов и Собакевич - люди низкого духовного развития, замкнутые, их
кругозор очень мал, они совершенно не развиваются, их идеалы - идеалы мещанина, для них обоих \"внешний мир\" - город,
дальше их интересы не простираются. В их оправдание можно сказать лишь: \"Не они одни\". Такие субъекты - порок времени,
который Гоголь искусно обличил.