Научный стиль русского языка используется в научно-аналитической и образовательной сферах. Каждый человек сталкивается с научными текстами, поданными в устной или письменной форме, в процессе обучения и последующей деятельности. Поэтому важным является овладение основными формами и приемами научно-образовательного стиля, как неотъемлемой части русской культуры.
Основными чертами научного стиля русского языка, который относят к группе книжных стилей изложения, являются:
- Форма монолога;
- Обдуманность и обоснованность высказываний;
- Точный отбор и экономное использование языковых средств;
- Преобладание нормированной речи.
Устные или письменные тексты в научном стиле русского языка можно отличить по характерным особенностям:
1. Точность и краткость формулировок;
2. Абстрактность изложения;
3. Наличие логических причинно-следственных связей;
4. Обзорный характер и объективность описаний;
5. Использование специализированной, в том числе международной, научной терминологии.
Особенностью применения многозначных слов является их использование строго в единственном определенном смысле, как и в официально-деловом стиле. Формулировки и высказывания в научном стиле отличаются логической последовательностью, точностью и строгой однозначностью, не допускающей разночтений. Существенные объемы текстов объясняются частым повторением определенных выражений и словосочетаний, касающихся обсуждаемой тематики. Допускаются оценивающие высказывания, имеющие логическое обоснование, без эмоциональной окраски. Для выражения аналитического характера и последовательной причинно-следственной связи широко используются сложные союзные или простые осложненные предложения. Присутствуют специфические структуры: графики, таблицы, формулы, схемы.
В научно-аналитической и образовательной сферах основными требованиями к стилю изложения являются последовательность, точность и логичность изложения. Центральным предметом описания является понятие и его свойства. Динамика мышления проявляется в логической взаимосвязанности, последовательности и строгой аргументации суждений и утверждений.
Для текстов в научном стиле русского языка характерны:
- Научная тематика. В тексте преобладают существительные, обозначающие обобщенные или абстрактные понятия, являющиеся, как правило, терминами. Глаголы употребляются в определенных формах. Типичные синтаксические конструкции – пассивный залог и неопределенно-личные предложения. Речь имеет отвлеченный характер.
- Логичность. С помощью специфических синтаксических связей между фразами достигается логичность и непротиворечивость повествования. Между высказываниями четко прослеживается последовательная причинно-следственная связь.
- Точность. Все слова и термины используются в единственном определенном значении. Понятия и определения подаются в форме, стремящейся к наибольшей краткости без потери смысловых нюансов.
- Доказательность. Основной упор повествования делается на аналитический характер и аргументированность высказываний (гипотез, определений, положений).
- Объективность. Все положения обсуждаются отвлеченно и абстрактно. Истина выявляется во всестороннем обзоре и анализе различных точек зрения на проблему. В тексте объективность подчеркивается с помощью безличных выражений.
- Насыщенность информацией. Основной целью научного текста является донесение и объяснение или обзор определенного объема информации.
В научном стиле русского языка используются три основных типа лексических единиц:
1. Специфические языковые единицы, обладающие типичной научной смысловой окраской.
2. Межстилевые языковые единицы, используемые в различных стилях и делающие повествование доступным.
3. Нейтральные языковые единицы, применяемые для связи между научными терминами и их разъяснения. Эти единицы преобладают в научных текстах количественно.
История развития научного стиля русского языка, как и в других мировых языках, связана с научно-техническим прогрессом и развитием системы знаний о мире, окружающем человека. Первоначально в образовательных и аналитических текстах преобладал описательный и повествовательных стиль, близкий к художественному. Ранним научным трудам (Платона, Пифагора и других античных мыслителей) присущи эмоциональная окраска и наличие проявлений индивидуального отношения автора к обсуждаемой теме. Следующий период развития научного стиля – александрийский. В греческом языке, используемом в ранние века в научной и образовательной сфере, возникла определенная научная терминология и система допустимых логически связных конструкций. В русский язык научный стиль начал внедряться в начале 18 века с помощью перевода произведений иноземного авторства. Первым значимым ученым и мыслителем, внесшим определяющий вклад в формирование научного стиля русского языка, является М. В. Ломоносов. Его перу принадлежат первые крупные научные произведения на русском языке. Дальнейшему развитию научно-аналитического стиля, полностью сложившегося к концу 19 века, способствовали ученики и последователи Ломоносова.